- Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году» перейти
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2019 г. № 7/5/13 "Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних" перейти
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от15 января 2019 г. № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении перейти
- Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних перейти
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 146 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь перейти
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» от 14 декабря 2017 г. перейти
- Алгоритм действий работников учреждений образования здравоохранения, и органов внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидоопасному поведению перейти
- Комплекс мер по поддержанию дисциплины и правопорядка в учреждениях образования, профилактике противоправного поведения перейти
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении перейти
- Методические рекомендации по идентификации жертв торговли людьми перейти
- Положение о мультидисциплинарной бригаде перейти
- Алгоритм сопровождения семей, в которые возвращены дети по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, на основании решения суда, в том числе в связи с восстановлением родителей (единственного родителя) в родительских правах перейти
- Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования перейти
- Методические рекомендации для педагогических работников государственных учреждений образования, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попичения родителей, находятся на государственном обеспечении, по защите их прав и законных интересов перейти
- Методические рекомендации по организации деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних перейти
Памятка по предупреждению и выявлению преступлений и правонарушений в сфере высоких технологий(Министерство внутренних дел Республики Беларусь)
Памятка для педагогических работников
«Основные аспекты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях»:
За сравнительно небольшой промежуток времени количество пользователей сети Интернет превысило пять миллионов человек. Указанные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место неквалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.
Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста.
Когда мы говорим о такой категории пользователей как дети, необходимо констатировать ряд причин, по которым именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) совершения правонарушений в сети Интернет.
Во-первых, необходимо обратить внимание на особенности развития психологии ребенка, наивность его мышления, отсутствие критического подхода к фактам и событиям.
Во-вторых, следует отметить тот факт, что пользователями компьютерной техники (компьютерами, планшетами, смартфонами, телевизорами с функциями SmartTV и т.д.) становятся дети с младшего школьного возраста, наряду с этим отсутствует какая-либо система их подготовки к этому. Преподавание информатики в школе начинается с 6 класса и вопросам безопасного использования компьютера и сети Интернет в программе уделено непозволительно мало внимания.
Таким образом, мы находимся в ситуации, когда ребенку с учетом его психофизиологических особенностей предоставляется неограниченный доступ к мощному инструменту обработки и обмена информацией, при этом отсутствуют системные механизмы обучения эффективному и безопасному использованию этого инструмента.
Ведение профилактической работы среди детей сотрудниками образовательных учреждений, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики, может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна более индивидуальная постоянная работа с ребенком.
В данной ситуации единственным эффективным средством профилактики является планомерная работа родителей с ребенком.
Основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:
- вероятность совершения ребенком правонарушений в сфере информационной безопасности;
- вероятность совершения в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности;
- вероятность совершения ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет;
- возможность заражения компьютера при работе в сети Интернет вредоносными программами;
- возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией;
- возможность вовлечения в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети Интернет;
- возможность вовлечения в сообщества деструктивного толка;
- грумминг;
- секстинг;
- кибербуллинг;
- возможность возникновения Интренет-зависимости.
В сети Интернет активно ведут деятельность различные оккультные и псевдорелигиозные организации, сообщества пользователей деструктивной направленности. Неокрепшая психика ребенка зачастую является целью их деятельности. Периодически появляются сообщества в социальных сетях, ориентированные исключительно на детей, предлагающие в игровой форме осуществлять определенные действия, которые в итоге могут привести к угрозе психическому и физическому здоровью, а также в некоторых случаях и жизни ребенка.
Груминг – это установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в Интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Работают преступники по следующей схеме: лицо, заинтересованное в интимной связи с несовершеннолетним, представляется в сети другим человеком, зачастую сверстником, втирается в доверие к ребенку и настаивает на личной встрече. Последствия для поддавшегося на уговоры ребенка могут быть очень плачевны.
Секстинг – пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Опасны возможные последствия участия детей в таких действиях. Переписка с неизвестным пользователем, которым может оказаться взрослый человек, страдающий педофилией, чревата совершением в отношении ребенка преступлений на сексуальной почве. Распространение интимных фотографий зачастую используется преступниками для шантажа, известны случаи детских суицидов на данной почве.
Кибербуллинг, или Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом такие действия могут совершаться сообща членами какого-либо Интернет-сообщества, в котором состоит ребенок, либо лицами, преследующими хулиганские мотивы. Проблемой в данном случае являются последствия психологического воздействия на ребенка.
Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн. По своим симптомам интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.
Как видим, представленный и далеко не исчерпывающий список угроз в сети позволяет констатировать, что неподготовленному ребенку при работе в сети Интернет может быть причинен существенный вред.
Встает вопрос, каким образом этот вред можно предотвратить. И здесь необходимо сделать вывод, что основным инструментом профилактики является планомерная и целенаправленная работа родителей с детьми с момента, когда они делают первые шаги в глобальную паутину, до момента, когда знания и психика детей достигают того уровня, позволяющего обеспечить самоконтроль.
Здесь необходимо отметить, что и родители должны обладать достаточным уровнем подготовки в части пользования компьютером, а также методикой воспитания подрастающего пользователя сети Интернет.
На различных этапах становления личности и с приобретением опыта работы в сети используются различные подходы к обеспечению безопасности детей в Интернете, при этом необходимо учитывать следующие основные положения:
- Интернет – не отдельный виртуальный мир, а всего лишь составляющая часть реальности, соответственно в сети Интернет действуют те же моральные и правовые ограничения, что и в повседневной жизни. В сети недопустимы поступки, которые непозволительны в реальности.
- Анонимность в сети Интернет, во-первых, является мнимой, поскольку личность любого пользователя сети может быть установлена. Во-вторых, ребенку необходимо понимать, что его собеседник также находится в состоянии такой анонимности, поэтому к указанным им сведениям о себе, выложенным фотографиям, текстам сообщений всегда необходимо относиться критично.
- Использование сети Интернет может нести некоторые опасности (вредоносные программы, небезопасные сайты, Интернет-мошенники и др.), поэтому каждое действие должно быть подкреплено соображениями безопасности. Недопустимо совершение действий, в безопасности которых ребенок не уверен.
- Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителем (либо иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старший брат или сестра) либо по согласованию с ними.
- Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать возрасту и развитию Вашего ребенка. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. В то же время слишком жесткие правила либо запреты для ребенка, обладающего достаточным опытом и знаниями, могут повлечь игнорирование им всяких правил и использование выхода в сеть Интернет без какого-либо контроля родителей.
- Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. Он должен быть оснащен поддерживаемой производителем версией операционной системы с установленными актуальными обновлениями. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки. При необходимости на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать и ограничивать деятельность ребенка в Интернете. Используйте лицензионное программное обеспечение.
- В настоящее время наблюдается бурный рост информационных технологий и сети Интернет в частности. В связи с этим программные, организационные меры обеспечения безопасности постоянно развиваются. Родители должны быть нацелены на саморазвитие в данной сфере и корректировать поведение детей в соответствии со складывающимися условиями.
Рекомендации для выработки родителями стратегии проведения воспитательной работы в части использования сети Интернет с детьми различных возрастных групп.
Для детей от 7 до 10 лет.
Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.
Приучите детей:
- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;
- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.
Запретите:
- скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;
- общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;
- использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля
Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.
Для детей от 10 до 13 лет.
В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.
Рекомендации:
- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
- используйте средства фильтрации нежелательного контента;
- напоминайте о конфиденциальности личной информации;
- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;
- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
- настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;
- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:
- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);
- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напимер Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ (попытки запуска запрещенных программ блокируются), использование интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, загрузку файлов из Интернета, переписку с определенными контактами через интернет-мессенджеры и социальные сети, пересылку персональных данных, употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через интернет-пейджеры;
- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие
Для подростков в возрасте 14-17 лет.
Рекомендации:
- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;
- напоминайте детям о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;
- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;
- обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.
В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному педагогу учебного заведения, в правоохранительные органы по месту жительства либо Национальный центр реагирования на компьютерные инциденты Республики Беларусь.