Молодежь является зеркалом любого общества. Все положительные черты социума, так же как и его язвы, как в капле воды, отражаются в данной социально-демографической группе. Белорусская молодежь не исключение. Молодому поколению белорусов присущи не только положительные черты, но и негативные качества: алкоголизм, наркомания, подростковая преступность, социальная и расовая нетерпимость и т. п.
Среди всех асоциальных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности страны, особое место занимает молодежный экстремизм.
Экстремизм - это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам и действиям, отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Данное явление представляет непосредственную опасность для белорусской государственности, поскольку является орудием борьбы за власть радикальных организаций. Нарушение социального мира и стабильности не может не вызывать глубокой обеспокоенности не только политиков, общественных деятелей, представителей правоохранительных органов и правозащитных организаций, но и рядовых граждан.
Сегодня в Беларуси насчитывается немало группировок экстремистского толка, которые могут совершать насильственные действия по политическим мотивам и имеют серьезную конспиративную основу. При этом деятельность молодежных экстремистских группировок становится все более агрессивной, организованной и политизированной.
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде. Методические рекомендации.
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.
Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде
(психологический аспект):
Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
- установки, предубеждения родителей;
- взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
- влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
- стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;
Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
- представления, установки подростков;
- индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
- эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)
Основные задачи профилактики экстремизма:
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
- Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
- Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющем склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Важнейшим звеном в системе противодействия экстремизму является система воспитания и образования. Необходимо разработать систему профилактики молодежного экстремизма в школе и в высших учебных заведениях, предусматривающую проведение мероприятий против насилия, ксенофобии, нетерпимости и формирование установок толерантности к представителям различных этнических, социальных и религиозных групп.
В ближайшее время целесообразно было бы провести следующие мероприятия по борьбе с экстремистскими проявлениями в молодежной среде:
- разработка и реализация политики трудовой занятости с целью вовлечения молодежи в систему профессионального обучения, а также трудоустройство с расширением практики квотирования рабочих мест;
- расширение сети военно-патриотических, спортивных и других профильных лагерей с информационно-пропагандистским сопровождением их деятельности;
- активное и целенаправленное использование в средствах массовой информации материалов, разоблачающих идеологию экстремизма.
Комплекс организационно-технических мероприятий
по противодействию деструктивным проявлениям в учреждениях образования на 2022 год
№ |
Мероприятие |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
Повышение эффективности идеологической, воспитательной и информационной работы с учащимися и работниками учреждений образования |
|||
1 |
Доведение до обучающихся и сотрудников учреждений общего среднего образования объективной информации о реализуемой государством политике по развитию страны и повышению уровня благосостояния населения, мерах социальной поддержки населения. |
постоянно, не реже 1 раза в квартал |
Руководители учреждений образования |
2 |
Разъяснение обучающимся, педагогическим работникам, сотрудникам учреждений образования, родительской общественности требований законодательства Республики Беларусь о порядке организации и проведения массовых мероприятий, административной и уголовной ответственности за его нарушение, а также законодательства о противодействии экстремизму, иным деструктивным проявлениям и недопущении реабилитации нацизма, в том числе посредством использования мессенджеров и социальных сетей |
постоянно, не реже 1 раза в квартал |
Руководители учреждений образования |
3 |
Размещение и актуализация на информационных стендах учреждений образования социальной рекламы, наглядной агитации по тематике профилактики и противодействия киберпреступности, информации об ответственности за совершение киберпреступлений |
постоянно, не реже 1 раза в квартал |
Руководители учреждений образования |
4 |
Освещение вопросов цифровой безопасности, этикета, ответственности за правонарушения, безопасной работы в сети Интернет на информационных и классных часах |
в течение года, постоянно |
Руководители учреждений общего среднего образования |
5 |
Проведение информационной, просветительской, учебно- воспитательной работы по формированию у обучающихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. |
постоянно |
Руководители учреждений общего среднего образования |
6 |
Обеспечение участия в научно-практических семинарах, конференциях, форумах и иных мероприятиях по рассмотрению вопросов белорусской государственности, исторических аспектов государственной символики, вопросов государственной безопасности, экономических последствий для страны в результате дестабилизации обстановки |
постоянно |
Руководители учреждений образования |
7 |
Обеспечить ежедневное размещение информации на официальных сайтах, в мессенджерах, социальных сетях о проведении в учреждениях образования общественно значимых мероприятий, научных конференций, информационных материалов по профилактике и противодействию киберпреступности |
ежедневно |
Руководители учреждений образования |
8 |
Организация и проведение в учреждениях образования постоянно действующих диалоговых площадок, «открытых диалогов», встреч представителей государственных органов власти, местных органов управления с обучающимися, сотрудниками учреждений образования, в том числе в рамках информационно-образовательных проектов «Школа активного гражданина», «Родительский университет», единых дней информирования, для обсуждения предложений по совершенствованию общественно-политического устройства и экономического развития страны, теме конституционной реформы и республиканского референдума |
ежемесячно |
Руководители учреждений общего среднего образования |
9 |
9.1. В период подготовки и проведения республиканского референдума по изменению Конституции Республики Беларусь, иных общественно-политических событий принять дополнительные меры по недопущению вовлечения обучающихся, педагогических работников, сотрудников учреждений образования в забастовочное движение, деятельность радикально настроенных оппонентов власти, предупреждению их влияния, выявлению и пресечению распространения протестной символики и атрибутики, печатной продукции соответствующего содержания. 9.2. Обеспечить проведение общих собраний трудового коллектива, первичных профсоюзных организаций по вопросам формирования социальных установок, разъяснения норм законодательства о порядке организации и проведения массовых мероприятий, административной и уголовной ответственности за его нарушение, а также законодательства о противодействии экстремизму, иным деструктивным проявлениям и недопущении реабилитации нацизма |
В течение года Не реже 1 раза в квартал |
Руководители учреждений образования |
10 |
Провести мероприятия (форумы, концерты, спортивные соревнования), посвященные Дню Конституции, под патриотическим лозунгом «Молодежь ЗА Конституцию», «Конституция. Молодежь. Беларусь» |
до 15 марта |
Руководители упреждений общего среднего образования |
11 |
Рассмотрение на заседаниях советов по профилактике правонарушений и преступлений вопросов эффективности профилактической (воспитательной, идеологической) работы с учащимися, допустившими нарушения требований законодательства Республики Беларусь |
по мере необходимости |
Руководители учреждений общего среднего образования |
Обеспечение безопасности образовательного процесса |
|||
12 |
Актуализация правил внутреннего распорядка учреждений образования |
по мере необходимости |
Руководители учреждений образования |
13 |
Недопущение пропуска в учреждения образования посторонних лиц без согласования с руководством учреждения образования |
постоянно |
Руководители учреждений образования |
14 |
Усиление контроля за: 14.1. посещением обучающимися учебных занятий в учреждениях образования; 14.2. соблюдением сотрудниками требований трудового законодательства в соответствии локальными правовыми документами |
ежедневно ежедневно |
Руководители учреждений общего среднего образования Руководители учреждений образования |
15 |
Обеспечение постоянного мониторинга сети Интернет и чатов в мессенджерах в целях получения информации о фактах и (или) признаках правонарушений со стороны или в отношении обучающихся, в том числе выявление и реагирование на информацию, содержащую призывы к нарушениям действующего законодательства |
постоянно |
Руководители учреждений общего среднего образования |
16 |
Принятие незамедлительных профилактических, дисциплинарных и иных мер воздействия при выявлении лиц, призывающих к деструктивному поведению обучающихся, работников учреждений образования |
при наличии факта выявления |
Руководители учреждений образования |
Контроль за организацией исполнения настоящего комплекса мер |
|||
17 |
Информировать управление образования Гродненского райисполкома о выполнении пунктов комплекса мер |
Ежемесячно до 20 числа |
Руководители учреждений образования |
Выдержки из Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
6 января 2021 г. № 91-З
Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.
Любое несоблюдение требований закона о массовых мероприятиях влечет ответственность – административную либо уголовную, как бы не называли такую акцию организаторы.
Гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть более бдительными, дабы не стать соучастниками правонарушений. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, совершенные участником таких мероприятий, наступает ответственность по ч.1 ст.23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа или ареста.
Некоторые из уже привлеченных к ответственности высказывали недоумение: «Ничего не делал, только стоял среди других…» Но даже и это расценивается законом, как участие в несанкционированном мероприятии.
Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП его ожидает штраф до 50 базовых величин или административный арест.
Если же участник так называемой «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий, то его действия или бездействие, к примеру, невыполнение требования разойтись, образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст.23.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий).
Зачастую организаторы массовых беспорядков используют пассивных наблюдателей в качестве своеобразного инструмента достижения своих целей, учитывая психологию толпы и направляя ее стихийное поведение в необходимое им русло.
Между тем за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает строгие меры ответственности.
Так, организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти на основании ч.1 ст. 293 УК неминуемо повлечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет, а участие в совершении таких действий - в виде лишения свободы на срок от 3 до 8 лет.
Если при проведении массовых мероприятий с нарушением установленного порядка по неосторожности наступит гибель людей, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам или причинение ущерба в крупном размере, то в соответствии со ст. 369-3 УК за такие деяния назначат наказание в виде ареста, или ограничения свободы на срок до 3 лет, или лишения свободы на тот же срок.
За организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, если они будут связаны с неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекут нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций грозит лишение свободы на срок до 3 лет (ст. 342 УК).
Суровые меры ответственности вплоть до лишения свободы могут быть назначены за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка (ст.363 УК), а также за насилие либо угрозу применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствования его законной деятельности (ст.364 УК).
Случаи публичных призывов к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, измене государству, совершению акта терроризма или диверсии, иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, являются основаниями для уголовной ответственности по ст. 361 УК. За перечисленные действия, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, предусмотрена безальтернативная уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий
1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, – влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, – влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, – влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.
Памятка по профилактике экстремизма,
деструктивных проявлений
Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.
Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.
По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.
Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.
При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.
Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.
Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.
Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З "О борьбе с терроризмом", иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.
Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».
Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).
Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст. 294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст. 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).