СПЦ информирует - https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/skidelgymn/library/реклама_w4leklC.PNG
С целью профилактики преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, оперативного обмена информацией по профилактике наркомании в молодежной среде в мессенджере Telegram создана группа «STOP наркотик Гродненский район»
Статьи
- Лекционный материал по профилактике
- О влиянии наркотиков
- Наркотики и ВИЧ
- Курительные смеси
- Ответственность административная и уголовная
- Что такое снюс и чем он опасен
СПЦ информирует - https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/skidelgymn/library/консультирование_специалистов_.pdf
Информационная безопасность. Профилактика киберпреступлений (https://skidelgymn.schools.by/pages/informatsionnaja-bezopasnost)
Листовки антинаркотического содержания
Ненасильственное разрешение конфликтов в среде детей и подростков.
Первичные признаки употребления наркотических средств
Внешние признаки наркотического опьянения
Возрастные особенности, влияющие на успеваемость
Рекомендации классным руководителям и педагогам-предметникам 5-х классов
ИНСТРУКЦИЯ о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите
Как выражать неудовольствие поступками детей?
Синдром профессионального выгорания
АЛГОРИТМ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПО ФАКТУ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (БУЛЛИНГ-СТРУКТУРА)
Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:
- несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;
- вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;
- развязное или сексуально агрессивное поведение;
- необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;
- физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);
- резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;
- пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);
- плач без видимых причин;
- нежелание идти домой после школы;
- уходы из дома, пропуски школьных занятий;
- энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем;
- беременность.
Профилактика самоубийств.
Как разговаривать о проблеме суицида с подростком
Как НЕ следует говорить с подростком о проблеме суицида:
• Не начинайте давать определения: «Суицид», «Парасуицид» и т.д.
• Не рассказывайте о подробностях известных Вам случаев суицидов.
• Не приводите примеров, каким способом и в каких местах совершаются суициды.
• Не угрожайте подростку («даже не думай о суициде, а то я сама тебя придушу»).
• Не проявляйте навязчивый интерес - не спрашивайте каждый день подростка о наличии у него суицидальных мыслей и не просите его ежедневно предъявлять руки к осмотру.
• В том случае если подросток присутствует при разговоре о самоубийстве, избегайте искать виннового в суициде («довел муж, начальник, девушка»), признавать самоубийство разумным поступком («отмучился», «а куда ему деваться было»), или говорить о самоубийстве как о «сильном» поступке («не стал никого мучать», «решил проблему по мужски»).
Почему подростки совершают суициды?
Самоубийство среди подростков - проблема. Важно понимать что это не проблема подростков. Это проблема взрослых. Причина того, что подростки совершают суициды - равнодушие и бессердечность, находящихся рядом взрослых.
У подростков отсутствует полностью осознаваемый страх смерти, поэтому для них самоубийство это не тот поступок, после которого их существование в этом мире окончится.
Подростки импульсивны, поэтому стоит бережно относиться к их чувствам и избегать оскорбительных, унижающих и отвергающих фраз: «ничтожество», «лучше бы я тебя не рожала», «такая же тряпка как отец», «убирайся из моего дома», «стыдоба», «неудачник», «неблагодарный».
Подростки воспринимают суицид как возможность отомстить, заявить о себе, избежать страдания, возможность попасть в иной, более счастливый мир.
Как сделать, чтобы подросток никогда даже не думал о самоубийстве?
Ответ: никак.
Самая большая ошибка - отрицать саму возможность того, что это может коснуться Вас. Признайте саму возможность того, что в этом мире может произойти все что угодно и необходимо быть готовым ко всему.
Как показывает практика, если с подростком выстроены доверительные отношения, то в момент кризиса он придет за помощью к тому, кому доверяет. В идеале - это должен быть родитель. В крайнем случае - друг или преподаватель. Однако, в силу того, что зачастую общение в семье сводится к стандартной триаде вопросов: «Поел?», «Уроки сделал?», «Деньги есть?» ни о каком доверии между членами семьи не идет.
Разговаривайте с детьми, проводите больше времени вместе, обсуждайте проблемы, вместе их преодолевайте. Благодарите друг друга, говорите о том, что вы любите друг друга, прежде чем оскорбить, унизить или наказать - трижды подумайте.
Как следует говорить с подростком о проблеме суицида:
• Начните разговор о том, что интересно подростку (если не знаете, что актуально для него в этот момент, начните с чего-то нейтрального: смешной истории, рассказа о фильме, сериале или книге).
• Доверительным тоном расскажите подростку историю о том, как Вы преодолели один из своих подростковых кризисов (конфликт с родителями, учителями, сверстниками, неудачную влюбленность, материальные проблемы).
• Приведите краткий пример о том, как Ваш друг или знакомый в аналогичной ситуации из п. 2. говорил Вам о том, что ему было плохо, он не хотел жить, но Вы помогли ему, «открыли глаза» на то, что жизнь прекрасна и впереди бесконечное число возможностей.
• Убедите подростка в том, что он может обращаться к Вам с любыми проблемами и это останется между Вами.
Работники учреждения образования должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему:
– психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
– неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
– изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
– проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания; – отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
– повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.); – враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
– сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
– судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
– чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
– демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
– обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
– повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
– прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок, боязнь идти домой;
– случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста;
– ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремиться домой после школы.
Рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации может быть:
– информация от ребенка;
-информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
-информация от специалистов учреждений образования;
-информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
-результаты медицинского осмотра;
-дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
- синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
- жалобы на боль и зуд в области гениталий;
- повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
- инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- недержание мочи;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
- утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
- прогулы занятий в учреждении образования;
- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
- мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
- беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
- Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
- Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
- Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
- Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
- Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
- Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
- Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
- Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
- Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
- Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
- Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
- Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
- Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
- Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
- Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
- Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
- После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
- Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
- Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
- Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
- Уделите внимание следующему:
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
- не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
- не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
- страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
- низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
- чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
- отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
- стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
- отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
- любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).
Рекомендации по выявлению жертв насилия
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Внешний вид детей:
- припухлые, “заспанные” глаза;
- бледное лицо;
- сосание пальцев, раскачивание;
- синяки на теле;
- переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Из-за этого ребенок во время переодевания, например, для занятий физкультурой, прячется, в жаркую погоду отказывается снять лишнюю одежду и т.д.
Поведение пострадавших детей:
- неожиданная смена настроения;
- приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
- ребенок разговаривает сам с собой;
- игра в воображаемом мире;
- повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки;
- хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
- чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
- нежелание идти домой, бродяжничество.
Поведение склонных к жестокости родителей (признаки):
- противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;
- неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преуменьшить;
- эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;
- обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;
- алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера.
Главными последствиями насилия являются:
- виктимность – избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите;
- немотивированная агрессия и воспроизводство самой жестокости – в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий, а жестокость изливают на младших по возрасту или на животных;
- трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, а при отсутствии авторитета в школе такие дети могут примкнуть к криминальной группе, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
- эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
- задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
- тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
- низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
- вызывающее и эксцентричное поведение – заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём;
- недоверие к людям.