Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Информационная безопасность. Профилактика киберпреступлений

Дата: 25 октября 2022 в 12:08, Обновлено 29 декабря 2022 в 12:14

   С каждым годом интернет-мошенники и взломщики становятся все моложе. Современные подростки проводят в интернете большую часть своего времени, но возможности Всемирной паутины каждый использует по-разному. Около 92% родителей Беларуси не знают о потенциально опасных активностях своих детей в интернете. При этом 58% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем на самом деле они занимаются в сети.

За 10 месяцев текущего года в Гомельской области было совершено 4 киберпреступления несовершеннолетними.

Самым распространенным способом киберпреступлений среди несовершеннолетних – использование банковских карт родителей (других членов семьи) при покупке донат.

Донат —  в онлайн играх обычно обозначает оплату игроком дополнительных бонусов, уникальных предметов и прочих благ, не доступных обычным путем, без оплаты реальными деньгами. Чаще всего, в чистом виде, донат встречается в бесплатных играх — увеличенная скорость прокачки, уникальная и мощная экипировка, хитрая валюта за которую можно купить в игре что-то ядреное, вкусности, оружие и т.д. В платных же играх, как например World of Warcraft, под донатом подразумевается приобретение уникальных петов или персонажей (животные, существа, привязанные к персонажу и сопровождающие его в игре) и маунтов (средство передвижения доступное персонажу), доступных в игре только за наличные деньги.

Родителям также рекомендовано с использованием сети Интернет изучить игровой сленг, на котором общаются подростки, для того чтобы понимать о чем идет речь при общении с ребенком. Также ребенку очень нравится, когда его родители спрашивают, что означает то или иное слово. Таким образом, устанавливаются с ребенком доверительные отношения. 

Многие родители не зная, что их ребенок геймер тратит свои карманные деньги на донат игр, становиться зависим от этого. Ребёнок геймер донатит, чтобы казаться лучше других игроков и иметь преимущество над ними в игре. 

Дети, совершая оплату своих персонажей чужими банковскими картами, нарушают ст. 212 Уголовного Кодекса РБ (хищение имущества путем модификации компьютерной информации).

Под данную статью уголовного кодекса попадают следующие действия несовершеннолетних:

  1. С использованием найденной банковской карты осуществляют снятие денег в банкомате либо оплачивают с использованием платежного терминала покупки в торговых точках (магазины, кафе
    и т.д.).
  2. С использованием украденной банковской карты производят оплаты в Интернет-магазинах (Aliexpress, Joom и т.д.).
  3. Активируют на мобильном телефоне другого человека услугу, предоставляемую компанией А1, «А1-банкинг» и переводят на свой абонентский номер телефона деньги, которые предоставляет компания в качестве кредита в размере 100 рублей.

Несовершеннолетние за совершение таких киберпреступлений несут уголовную ответственность с 14 лет!

По статьи 212 УК Республики Беларусь:

1. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

4. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Кроме этого в поле зрения правоохранителей попадают несовершеннолетние, совершающие несанкционированный доступ к компьютерной информации (ст. 349 УК Республики Беларусь).

Данные действия заключаются в следующем:

Несовершеннолетние осуществляют несанкционированный доступ к электронной почте, учетным записям на различных сайтах, игровых платформах, в том числе в социальных сетях, а также к информации, содержащейся на компьютере, в смартфоне, с использованием различных программ удаленного доступа, методов социальной инженерии, таких как «вишинг» и «фишинг» (когда получаешь логины и пароли путем обмана и введение в заблуждение владельца информацией). Как правило, несанкционированный доступ к компьютерной информации влечет за собой совершение ряда киберпреступлений, таких как ст. 350 (уничтожение, блокирование или модификация компьютерной информации) или ст. 208 УК (вымогательство).

Чаще всего несанкционированный доступ осуществляют к учетным записям социальных сетей «ВКонтакте» и «Instagram».

Несовершеннолетние за совершение таких киберпреступлений несут уголовную ответственность с 16 лет!

Максимальный срок наказания по ст. 349 УК составляет 7 лет лишения свободы, по ст. 350 УК – 10 лет лишения свободы, по ст. 208 УК – 15 лет лишения свободы.

Рекомендации по профилактике киберпреступлений среди несовершеннолетних

Первое и самое главное правило «Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет».

Для детей от 10 до 13 лет.

- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;

- используйте средства фильтрации нежелательного контента;

- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета;

- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;

- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);

- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напримерKasperskyInternetSecurity, NortonInternetSecurity), позволяющие контролировать запуск различных программ, использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, пересылку персональных данных;

- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.

Подростки в возрасте 14-17 лет.

- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;

- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета;

- напоминайте о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;

- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности.

В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному педагогу учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства.

 Памятка по предупреждению и выявлению преступлений и правонарушений в сфере высоких технологий  ( Министерство внутренних дел Республики Беларусь) 

   Памятка для педагогических работников

«Основные аспекты мониторинга страниц учащихся в социальных сетях»:

   За сравнительно небольшой промежуток времени количество пользователей сети Интернет превысило пять миллионов человек. Указанные темпы проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека наряду с имеющей место неквалифицированностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.

   Особо проблемной видится ситуация использования возможностей компьютерных технологий и сети Интернет наиболее неподготовленными категориями пользователей, такими как дети и подростки, а также лица преклонного возраста.

   Когда мы говорим о такой категории пользователей как дети, необходимо констатировать ряд причин, по которым именно они могут стать участниками (жертвами, виновниками, соучастниками) совершения правонарушений в сети Интернет.

   Во-первых, необходимо обратить внимание на особенности развития психологии ребенка, наивность его мышления, отсутствие критического подхода к фактам и событиям.

   Во-вторых, следует отметить тот факт, что пользователями компьютерной техники (компьютерами, планшетами, смартфонами, телевизорами с функциями SmartTV и т.д.) становятся дети с младшего школьного возраста, наряду с этим отсутствует какая-либо система их подготовки к этому. Преподавание информатики в школе начинается с 6 класса и вопросам безопасного использования компьютера и сети Интернет в программе уделено непозволительно мало внимания.

   Таким образом, мы находимся в ситуации, когда ребенку с учетом его психофизиологических особенностей предоставляется неограниченный доступ к мощному инструменту обработки и обмена информацией, при этом отсутствуют системные механизмы обучения эффективному и безопасному использованию этого инструмента.

   Ведение профилактической работы среди детей сотрудниками образовательных учреждений, представителями иных заинтересованных субъектов профилактики, может иметь определенный эффект в отношении детей старшего школьного возраста, но когда мы говорим о детях, делающих первые шаги в глобальной паутине, нужна более индивидуальная постоянная работа с ребенком.

   В данной ситуации единственным эффективным средством профилактики является планомерная работа родителей с ребенком.

   Основные риски и угрозы, которые могут возникнуть при использовании сети Интернет ребенком:

- вероятность совершения ребенком правонарушений в сфере информационной безопасности;

- вероятность совершения в отношении ребенка правонарушений в сфере информационной безопасности;

- вероятность совершения ребенком либо в отношении ребенка иных преступлений с использованием сети Интернет;

- возможность заражения компьютера при работе в сети Интернет вредоносными программами;

- возможность ознакомления ребенка с нежелательной информацией;

- возможность вовлечения в незаконный оборот наркосодержащих и психотропных веществ в сети Интернет;

- возможность вовлечения в сообщества деструктивного толка;

- грумминг;

- секстинг;

- кибербуллинг;

- возможность возникновения Интренет-зависимости.

   В сети Интернет активно ведут деятельность различные оккультные и псевдорелигиозные организации, сообщества пользователей деструктивной направленности. Неокрепшая психика ребенка зачастую является целью их деятельности. Периодически появляются сообщества в социальных сетях, ориентированные исключительно на детей, предлагающие в игровой форме осуществлять определенные действия, которые в итоге могут привести к угрозе психическому и физическому здоровью, а также в некоторых случаях и жизни ребенка.

Груминг – это установление дружеского и эмоционального контакта с ребенком в Интернете для его дальнейшей сексуальной эксплуатации. Работают преступники по следующей схеме: лицо, заинтересованное в интимной связи с несовершеннолетним, представляется в сети другим человеком, зачастую сверстником, втирается в доверие к ребенку и настаивает на личной встрече. Последствия для поддавшегося на уговоры ребенка могут быть очень плачевны.

Секстинг – пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством сотовых телефонов, электронной почты, социальных сетей. Опасны возможные последствия участия детей в таких действиях. Переписка с неизвестным пользователем, которым может оказаться взрослый человек, страдающий педофилией, чревата совершением в отношении ребенка преступлений на сексуальной почве. Распространение интимных фотографий зачастую используется преступниками для шантажа, известны случаи детских суицидов на данной почве.

Кибербуллинг, или Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. При этом такие действия могут совершаться сообща членами какого-либо Интернет-сообщества, в котором состоит ребенок, либо лицами, преследующими хулиганские мотивы. Проблемой в данном случае являются последствия психологического воздействия на ребенка.

Интернет-зависимость – навязчивое желание войти в Интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн. По своим симптомам интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет.

   Как видим, представленный и далеко не исчерпывающий список угроз в сети позволяет констатировать, что неподготовленному ребенку при работе в сети Интернет может быть причинен существенный вред.

   Встает вопрос, каким образом этот вред можно предотвратить. И здесь необходимо сделать вывод, что основным инструментом профилактики является планомерная и целенаправленная работа родителей с детьми с момента, когда они делают первые шаги в глобальную паутину, до момента, когда знания и психика детей достигают того уровня, позволяющего обеспечить самоконтроль.

   Здесь необходимо отметить, что и родители должны обладать достаточным уровнем подготовки в части пользования компьютером, а также методикой воспитания подрастающего пользователя сети Интернет.

На различных этапах становления личности и с приобретением опыта работы в сети используются различные подходы к обеспечению безопасности детей в Интернете, при этом необходимо учитывать следующие основные положения:

- Интернет – не отдельный виртуальный мир, а всего лишь составляющая часть реальности, соответственно в сети Интернет действуют те же моральные и правовые ограничения, что и в повседневной жизни. В сети недопустимы поступки, которые непозволительны в реальности.

- Анонимность в сети Интернет, во-первых, является мнимой, поскольку личность любого пользователя сети может быть установлена. Во-вторых, ребенку необходимо понимать, что его собеседник также находится в состоянии такой анонимности, поэтому к указанным им сведениям о себе, выложенным фотографиям, текстам сообщений всегда необходимо относиться критично.

- Использование сети Интернет может нести некоторые опасности (вредоносные программы, небезопасные сайты, Интернет-мошенники и др.), поэтому каждое действие должно быть подкреплено соображениями безопасности. Недопустимо совершение действий, в безопасности которых ребенок не уверен.

- Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителем (либо иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старший брат или сестра) либо по согласованию с ними.

- Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать возрасту и развитию Вашего ребенка. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. В то же время слишком жесткие правила либо запреты для ребенка, обладающего достаточным опытом и знаниями, могут повлечь игнорирование им всяких правил и использование выхода в сеть Интернет без какого-либо контроля родителей.

- Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. Он должен быть оснащен поддерживаемой производителем версией операционной системы с установленными актуальными обновлениями. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки. При необходимости на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать и ограничивать деятельность ребенка в Интернете. Используйте лицензионное программное обеспечение.

- В настоящее время наблюдается бурный рост информационных технологий и сети Интернет в частности. В связи с этим программные, организационные меры обеспечения безопасности постоянно развиваются. Родители должны быть нацелены на саморазвитие в данной сфере и корректировать поведение детей в соответствии со складывающимися условиями.

Рекомендации для выработки родителями стратегии проведения воспитательной работы в части использования сети Интернет с детьми различных возрастных групп.

Для детей от 7 до 10 лет.

Оптимальной формой ознакомления ребенка в таком возрасте с сетью Интернет будет совместная работа с ребенком за компьютером.

Приучите детей:

- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;

- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;

- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.

Запретите:

- скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;

- общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;

- использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля

Постоянно беседуйте с детьми на тему использования ими сети Интернет: о действиях, посещенных сайтах, возможных новых знакомых.

Для детей от 10 до 13 лет.

В данном возрасте ребенок уже обладает определенными навыками и познаниями о работе в сети, не готов к постоянному личному контролю со стороны взрослых, однако все еще требует контроля.

Рекомендации:

- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;

- используйте средства фильтрации нежелательного контента;

- напоминайте о конфиденциальности личной информации;

- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета, при скачивании и установке программного обеспечения;

- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;

- настаивайте на том, чтобы ребенок позволял Вам знакомиться с содержимым его электронной почты, учетных записей в социальных сетях, перепиской в средствах мгновенного обмена сообщениями;

- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.

На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:

- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;

- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);

- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (напимер Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security), позволяющие контролировать использование компьютера, запуск различных программ (попытки запуска запрещенных программ блокируются), использование интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, загрузку файлов из Интернета, переписку с определенными контактами через интернет-мессенджеры и социальные сети, пересылку персональных данных, употребление определенных слов и словосочетаний в переписке через интернет-пейджеры;

- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие

Для подростков в возрасте 14-17 лет.

Рекомендации:

- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;

- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета без Вашего ведома;

- напоминайте детям о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;

- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности;

- обсудите с ребенком возможные риски при осуществлении покупок в сети.

В сети Интернет на сайтах провайдеров, производителей антивирусного программного обеспечения, а также на специализированных ресурсах можно найти рекомендации по обеспечению защиты детей от различных типов киберугроз. Также значимой для родителей может быть размещенная в сети информация о действиях, если ребенок уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, социальному педагогу учебного заведения, в правоохранительные органы по месту жительства либо Национальный центр реагирования на компьютерные инциденты Республики Беларусь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.