Как психологически подготовиться к экзаменам?
Успешность на экзамене зависит не только от содержательной, но и от психологической готовности к нему. Многие обычно уделяют много внимания тому, чтобы овладеть материалом по предмету (понять его и запомнить), однако, кроме этого, необходимо научиться преодолевать волнение, справляться с тревогой. Почти все в той или иной степени волнуются перед экзаменом. Если немного, то это даже хорошо - происходит мобилизация организма, он «готов к работе». Но если волнение сильное, это плохо. В этом случае можно использовать несколько приемов, которые помогут вам справиться с волнением.
Во-первых, вы можете мысленно прокрутить весь экзамен:«Вот вы, успокоившись, входите в кабинет, подходите к столу и берете билет. Вы знаете материал и отвечаете на все вопросы».«Прожив» это мысленно, во время настоящего экзамена выбудете чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Во-вторых, несколько простых упражнений, которые вы освоите в период подготовки к экзаменам, можно использовать на экзамене перед началом письменной работы или после того, как вы возьмете билет на устном экзамене. Эти упражнения помогут вам снять внутреннее психоэмоциональное напряжение, расслабиться и даже улучшить настроение с помощью дыхания и самовнушения.
Упражнение 1.
Сядьте удобно, выпрямите спину. Сосредоточьте свое внимание на словах «Я спокоен».Повторите их медленно, несколько раз. Не пытайтесь отгонять мысли, т.к. это вызывает дополнительное напряжение. Затем мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».Снова повторите: «Я спокоен».После этого 5-6 раз произнесите слова: «Левая рука тяжелая».Затем повторите: «Я спокоен». В завершении сожмите кулаки, сделайте глубокий вдох. Сделайте выдох и расслабьте кисти рук. Затем повторите все сначала, но«тяжелеют» при этом ноги.
Упражнение 2.
Встаньте прямо, сделайте глубокий вдох, разводя руки в стороны, поднимая ладони до уровня груди. Вздохнув, задержите дыхание, представив, что все волнения и переживания накапливаются в воздухе. Затем сделайте резкий выдох (при этом издав звук «х»), наклоняя туловище вперед, бросая руки как плети к носкам. Справиться с тревожным состоянием поможет чередование напряжения и расслабления тела.
Упражнение 3.
Сядьте удобно, руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали весь сок». Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в правой руке. Повторите это упражнение. Вновь расслабьтесь. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Научитесь не думать о провале на экзамене. Наоборот, мысленно рисуйте себе картину уверенного ответа. Последние 10-12 часов перед экзаменом важно использовать на восстановление организма. Вечером перед экзаменом погуляйте, сходите в бассейн - займитесь тем, что отвлечет вас от событий предстоящего дня. Ночью следует хорошо выспаться. Перед экзаменом не рекомендуется слишком много есть. После плотного завтрака вам захочется поспать, а не идти на экзамен. Однако и голодными идти на экзамен тоже не следует. Важно также избегать употребления стимуляторов (кофе, крепкого чая и т.д.) - нервная система и так в напряжении.
Итак, вы готовы! Вы собраны! Вы уверены в своих знаниях!
Помните,что вера в успех - это половина успеха!
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
- Помните, что на любом экзамене время на подготовку ответа будет ограничено. Учитесь работать в сжатые сроки.
- Пытайтесь равномерно распределять время между заданиями.
- Подготовьтесь к экзамену психологически, т.е. не дожидайтесь, когда ситуация станет катастрофической, готовьтесь к ней в состоянии относительного покоя.
- Начинайте готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям.
- Помните, что среди причин неудачи на устном экзамене – неуверенность в себе, поэтому научись преодолевать волнение.
- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями - начните с самого легкого.
- Перед экзаменом не стоит слишком много есть, а лучше хорошо выспаться.
- Взяв билет, сядьте удобно, выпрямите спину, сосредоточьтесь на словах «Я спокоен». Повторите их не спеша, несколько раз.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ВОСПРИЯТИЮ И ПОНИМАНИЮ РЕЧИ НА СЛУХ
- Для подготовки к аудированию слушайте радио и смотрите фильмы в оригинале.
- Начните лучше с чего-нибудь знакомого, чтобы не впадать в отчаяние: «не понимаю ничего — ни диалогов, ни сюжета вообще!»
- Постарайтесь, чтобы радио или телевизор с английскими новостями работали фоном.
- Вырабатывайте в себе умение концентрироваться в тексте на ключевых словах и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания.
- Не стоит одновременно слушать и читать что-либо: психолингвисты доказали, что воспринимать тексты по двум каналам одновременно невозможно.
- Чтобы улучшить навыки восприятия и понимания на слух, нужна практика: слушайте больше и чаще английскую речь. Тут на помощь нам приходит Интернет:
-
http://examenglish.com/TOEFL/toefl_listening.htm
http://lengish.com/tests/listening-37.html
Данные сайты включают множество аудиофайлов с упражнениями, которые распределены по уровням: легкий, средний и сложный.
Как слушать?
- Прежде чем приступить к прослушиванию внимательно прочитайте инструкцию и разберитесь, что требуется сделать в задании.
- Прослушайте текст несколько раз, пока не начнете все понимать
- После первого прослушивания постарайтесь отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.
- Во время второго прослушивания сконцентрируйте внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения.
- После первого прослушивания с помощью мини-тестов определите свой уровень восприятия в процентном отношении.
- Во время второго прослушивания вы можете посмотреть текст записи, а потом сделать упражнения на закрепление лексики.
- Останавливайте, отматывайте назад и переслушивайте непонятное (по частям).
- Останавливайте запись, смотрите незнакомые слова в словаре.
- Составляйте список из незнакомых слов, переводите после просмотра.
- Повторяйте слова, имитируя интонацию за диктором.
- Желательно слушать файлы с открытыми упражнениями и выполнять их.
- После выполнения упражнений и проверки, не торопитесь переключаться на следующую аудиозапись.
- Выпишите все незнакомые слова, составьте с ними свои предложения, потренируйтесь повторять за дикторами, попробуйте пересказать общую идею.
-
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТУ ПО ЧТЕНИЮ
Читайте как можно больше - самое меньшее 8 часов в неделю.
- Читайте часто - лучше всего каждый день.
- Учитесь читать без словаря сложные тексты, догадываясь о значении незнакомых слов.
- Выделяйте основное содержание текста, тему, основные мысли;
- значащие факты, отделяйте их от деталей.
- Выделяйте смысловые вехи-опоры.
- Обращайте внимание на начало и конец текста, так как главная мысль текста чаще всего там.
- Спрогнозируйте содержание текста по заголовку.
- Пропускайте малозначащие детали, читайте быстро.
- Не занижайте планку и не берите тексты слишком простого уровня. Помните, что адаптированные для русскоязычного читателя книги — не ваш вариант.
- Читайте долго - по меньшей мере, два месяца подряд.
- Задавайте себе время на страницу. Первая большая цель - прочесть 5 страниц книги среднего формата за один час.
- Усложняйте свои цели. Постарайтесь быстрее находить незнакомое английское слово в словаре, выписывайте переводы только тех слов, которые вам действительно нужны. В этом случае ваше чтение английских текстов станет подлинно экстенсивным.
- Ясно осознайте цель чтения. Выберите соответствующую стратегию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К УСТНОМУ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
- Заранее продумайте свое сообщение, составьте примерный план своего высказывания.
- Отработайте отдельные слова и устойчивые фразы в материале по теме.
- Старайтесь максимально использовать свой лексический запас.
- Используйте материалы для подготовки устного высказывания , которые можно найти в учебных пособиях.
- Темы для высказывания желательно составлять самостоятельно или компилировать из нескольких пособий — так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность.
- Кроме учебных пособий с устными темами, используйте информацию на сайте lengish.com/topics/ и умело ее редактируя, составьте свою тему.
Диалогическая речь
- Выучите список слов-связок типа «in fact», «to my mind», «for example», «at the same time», чтобы избегать пауз, когда будете собираться с мыслями.
- Учитесь составлять диалоги по опорным словам и образцу, добавляя подходящие по смыслу реплики.
- -Внимательно слушайте реплики партнёра. Если вы не услышали или не поняли вопроса, попросите его повторить, используя фразы: — Sorry, I haven’t caught ( got) it. Will you repeat it, please и др.
- Старайтесь не отвечать односложно, вовлекайте собеседника в разговор такими вопросами как: And you? What about you?, а также наводящими вопросами.
- Ведя диалог, делайте свою речь эмоциональной и выразительной.
- Помните про порядок слов в повествовательных и вопросительных предложениях.
- Помните, главное в общении — донести свою мысль до собеседника.
Монологическая речь
- Систематизируйте лексику по предложенным речевым ситуациям.
- Повторите видо-временные формы глаголов.
- Составьте план, запишите ключевые слова и фразы как опоры для устного высказывания.
- Не забывайте высказывать свою точку зрения по теме, употребляя структуры : I think, I suppose, in my opinion, on the one hand, on the other hand
- Помните, что при устном высказывании оценивается ваше произношение, смысловая наполненность высказывания, используемая лексика и ваша реакция на задаваемые вопросы.
Секреты подготовки к экзаменам