Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
Одни дети готовы к школе в 5 лет, а другие не «созрели» и в 7. Что включает в себя понятие подготовленности? Многие уверены: достаточно научить ребенка читать, считать и писать. Только каждый ли малыш способен пересказать прочитанное, ответить на вопросы? Не всегда. У такого ребенка психические процессы идут разрозненно, он не понимает сути прочитанного, а ведь это самое главное – осознавать, что ты делаешь, и контролировать этот процесс.
Выделяют следующие компоненты готовности ребенка к школе:
- мотивационная готовность
- волевая готовность и «умение учиться»
- социально-психологическая готовность к школе
- умственная готовность
Первый компонент — мотивационная готовность — включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: "Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?" Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового.
Второй компонент — волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т. д.).
Сюда же можно отнести и умение ребенка учиться. Оно включает в себя умения слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.
Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: "Что ты будешь делать?", "Как ты это будешь делать?", "Какие предметы тебе понадобятся?", "Как ты сделал — хорошо или плохо?", "Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?"
Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.
Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту — социально-психологической готовности к школе.
Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое "слева", "справа", "вверху", "внизу", "между", разбирается ли в отличии "вчера" от "сегодня" и "завтра". Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали, и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения.
Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли малыш читать и писать. Готовность к школе – это определенный уровень состояния здоровья и физического развития, уровень развития личности, качеств ума, речи, двигательных умений, координационных способностей.