ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Авижич Светлана Викторовна
47-16-54, кабинет №42
График работы педагога - психолога на 2022/2023 учебный год
День недели |
Время работы |
Перерыв на обед |
Понедельник |
8.00 -15.20 |
12.00 -12.20 |
Вторник |
8.00 -15.20 |
12.00 -12.20 |
Среда |
8.00 -15.20 |
12.00 -12.20 |
Четверг |
8.00 -15.20 |
12.00 -12.20 |
Пятница |
8.00 -15.20 |
12.00 -12.20 |
Суббота |
09.00 -14.20 |
11.00-11.20 |
График проведения консультаций педагогом-психологом на 2022/2023 учебный год
1. |
Консультации учащихся |
Вторник 14.00-15.00 Четверг 14.00-15.00 |
2. |
Консультации педагогов |
Понедельник 14.00-15.00 Среда 14.00-15.00 |
3. |
Консультации родителей |
Пятница 14.00-15.00 Суббота 10.00 -11.00 |
Уважаемые родители, педагоги и учащиеся. Если вы это читаете, то значит, Вы попали на страничку педагога-психолога. Я рада приветствовать вас! У каждого из нас в жизни появляются трудности, которые самому иногда тяжело решить, так вот психолог это тот человек, который Вас может выслушать, поддержать и предложить варианты выхода из ваших сложных жизненных ситуаций. Хочу, Вам всем сказать: «Не бойтесь обращаться за помощью!», так как это иногда может спасти ваши семьи, вашего ребенка и взаимоотношения с многими людьми. Вся изложенная Вами информация является профессиональной тайной психолога.
Статья 18. Условия оказания психологической помощи (Закон Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи"
Психологическая помощь гражданину оказывается с его согласия, а несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:
• при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
• в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
• при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования и организациях здравоохранения;
• в случае принудительного оказания медицинской помощи несовершеннолетним, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, в государственных учреждениях здравоохранения;
• несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
• несовершеннолетним, находящимся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях;
• при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
Педагог-психолог – специалист, который помогает решить сложные проблемы, возникающие у людей в отношениях, общении, в совместной деятельности, а также в восприятии и оценке себя.
К нему можно обратиться:
• если тебя не принимают сверстники, подшучивают, насмехаются;
• если тебя не понимают родители;
• если ты не знаешь, чем тебе интересно заниматься;
• если не хочется учиться и ходить в школу;
• если ты боишься учителей и всё забываешь;
• если совершил плохой поступок и боишься признаться;
• если сам себе не нравишься;
• если у тебя плохая память;
• если не знаешь, как понравиться сверстникам;
• если не можешь разрешить затянувшийся конфликт;
• если не можешь отказывать в просьбах, а на всё соглашаешься;
• если хочешь узнать больше про себя самого: о своём характере, темпераменте, уме, памяти, внимании, эмоциональных состояниях.
УЧЕБА И НЕ ТОЛЬКО...
Памятки школьникам от психолога
Как планировать свою деятельность
· Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей деятельности.
· Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя толкает сделать это, для чего это нужно.
· Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.
· Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый очевидный вариант не является самым лучшим.
· Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.
· Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою деятельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.
· По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы избежать их в будущем.
Как воспитывать волю
· Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.
· "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть", - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.
· Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".
· Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!
· Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.
Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.
Несколько полезных установок в общении
· Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.
· Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.
· Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
· Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.
· Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.
· Научись принимать любого человека целиком, таким каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.
Как решать мысленные задачи
· Четко осознай условия задачи. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении рамок условия.
· Переформулируй вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?
· Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.
· В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.
· Попробуй взглянуть на задачу по-новому. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность: почему они не годятся?
· Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но безуспешно, отвлекись от задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.
Как развивать свой ум
· Помни: ум не сводится к памяти, скорости мышления, объему знаний. Ум включает в себя различные свойства личности. Мыслит не мозг, а человек посредством мозга.
· Немногие умы гибнут от износа, в основном они ржавеют от неполного употребления. Пользуясь любой возможностью включить свой мозг в работу. Перегрузить его почти невозможно.
· Упорство и настойчивость могут компенсировать недостаточную скорость мышления. Низкий уровень интеллекта – это не клеймо на человеке.
· Анализируй! Себя, других людей, поступки, ситуации, явления. Все время ставь перед собой вопросы: почему? как? а могло быть иначе? в чем причины? каковы возможные последствия? И отвечай на них, делай выводы.
· Относись самокритично к своему уму и доброжелательно к умственной деятельности других. Осознавай границы своих знаний, своей компетентности, но не принижай свои возможности.
· Одно из самых главных достоинств ума – способность к сосредоточению внимания. Учись концентрировать свое внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего. Тренируйся постоянно!
· "Не позволяй твоему языку опережать твою мысль", - советовал древнегреческий философ Хилон. А Шекспир говорил: "Где мало слов, там вес они имеют".
Девять заповедей Мнемозины
· Внимание – резец памяти: чем она острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запомнится.
· Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель – запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.
· Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
пойми; 2) установи логическую последовательность; 3) разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".
· Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными.
· Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.
· Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра.
· Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает".
· Настоящая мать учения не повторение, а применение.
· Иногда используй мнемотехнику – искусственные приемы запоминания. Например, бессмысленные слоги "ри-ка-ку-по-лу-ша" можно запомнить, связав их в искусственное предложение "Присказку послушай".
Как совершенствовать свои способности
· Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Не бойся подражать кому-то – ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы.
· Раннее самоопределение конечно дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по-настоящему одарен. Из тысячи американцев-современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37% - дважды, а 20% - свыше двух раз.
· Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь – пиши. У всех гениев есть только одна общая черта – огромное трудолюбие.
· Гете сказал: "Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет". Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.
· Если у тебя нет способностей к чему-то, но есть большое желание именно этой областью заниматься – это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.
Как пользоваться своим воображением
· Воображение – сильное оружие против многих собственных проблем. Но этим оружием можно и пораниться самому. Учить не следовать за этим воображением, а управлять им.
· Откажись от привычки давать воображению полную свободу.
· Иногда нам бывает нужно избавиться от навязчивого образа нашей фантазии или памяти. Но стараться не представлять конкретный образ, не думать о нем – все равно что тушить костер керосином. Нужно не бороться с определенным образом, а думать о другом.
· Богатое, яркое, сочное воображение нам необходимо в жизни. Тренируй способность целенаправленно вызывать четкий зрительный образ, например, так: посмотри на стакан с водой, закрой глаза и воспроизведи как можно точнее этот образ, снова открой глаза, корректируй образ вплоть до совпадения с конкретным восприятием.
· Бывая на природе, у речки, в лесу, запоминай обстановку и чувство отдыха. Дома, когда устанешь сядь, в кресло, закрой глаза и представь на несколько минут этот образ речки, леса и свое ощущение покоя и блаженства на природе. Ты отлично отдохнешь.
Как управлять своими эмоциями
· Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
· Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
· Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
· Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
· Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
· В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
Как произвести первое положительное впечатление
· Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
· Встретив человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
· Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сторону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь. Поздоровайтесь первым и протяните руку.
· Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробящим.
· Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"
· Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произносите имя правильно.
· Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положении. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
· Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выясните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
· Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
· Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
· Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
· Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
· Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Однако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы поговорили, сделайте ему одолжение.
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
АЛГОРИТМ действий педагогического работника в ситуации конфликта с учащимся на уроке
В ситуации, когда ученик ведет себя на уроке вызывающе, провоцирует других учащихся и (или) учителя на открытый конфликт, педагог должен:
1 Вызвать дежурного администратора либо любого члена администрации в класс и сообщить о создавшейся ситуации;
2 Дежурный администратор (член администрации) обязан проинформировать о случившемся законных представителей учащихся, пригласить их в учреждение образования для беседы и выработки рекомендаций по выходу из конфликтной ситуации;
3 В случае неоднократных нарушений поведение учащегося рассматривается на заседании совета по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования, принимаются соответствующие меры, вплоть до постановки на учет.
Обязанности педагогических работников прописаны в Кодексе Республики Беларусь об образовании.
Статья 53 Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы. Поэтому любое насилие (физическое в виде «подзатыльника» или психологическое в форме нецензурных высказываний) с позиции педагога недопустимы. (Пресс-центр Министерства образования. http://edu.gov.by)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента;
Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Установи свои рамки
1. Используя социальные сети, либо любые другие онлайн-сервисы, позаботься о своей конфиденциальности и конфиденциальности твоей семьи и друзей.
2. Если ты зарегистрировался на сайте социальной сети, используй настройки конфиденциальности, для того чтобы защитить твой онлайн-профиль таким образом, чтобы только твои друзья могли его просматривать. Попроси своих родителей помочь с настройками, если сам затрудняешься.
3. Храни свои персональные данные в тайне, особенно при общении во взрослых социальных сетях. Используй ник вместо своего настоящего имени на любом онлайн-сервисе, где много незнакомых людей может прочитать твою информацию. Спроси своих родителей прежде, чем сообщать кому-либо в интернете свое имя, адрес, номер телефона или любую другую персональную информацию.
4. Дважды подумай прежде, чем разместить или рассказать о чем-нибудь в онлайн-среде. Готов ли ты рассказать об этом всем, кто находится в онлайне: твоим близким друзьям, а также посторонним людям? Помни, что, разместив информацию, фотографии или любой другой материал в сети, ты уже никогда не сможешь удалить его из интернета или помешать другим людям использовать его.
5. Прежде чем ввести любую информацию о себе на каком-либо сайте, узнай, как может быть использована эта информация. Может ли быть опубликована вся информация или ее часть и, если «да», то где? Если ты испытываешь дискомфорт от объема запрашиваемой информации, если ты не доверяешь сайту, не давай информацию. Поищи другой похожий сервис, для работы с которым требуется меньше информации, или его администрация обещает более бережно обращаться с твоими данными.
Принятие приглашений/дружбы
1. Большинство людей, с которыми ты общаешься в онлайн-среде, вероятно, уже являются твоими друзьями в реальной жизни. Ты также можешь установить контакт с друзьями твоих друзей. Очень часто это может быть забавным, однако готов ли ты действительно считать “другом” и поделиться информацией с фактически незнакомым тебе человеком, так же как ты делишься со своими лучшими друзьями?
2. В сети ты можешь общаться с людьми, ранее тебе неизвестными. Ты можешь получать просьбы от незнакомцев, которые хотели бы, чтобы ты включил их в твой список контактов и иметь возможность видеть твой профиль, но тебе не обязательно принимать их. Нет ничего плохого в том, чтобы отклонить приглашения, если ты в них не уверен. Получение большего количества контактов не является целью общения в социальной сети.
Игра в онлайновые игры
1. Если другой игрок ведет себя неприлично или заставляет тебя чувствовать дискомфорт, заблокируй его в своем списке игроков. Ты также можешь сообщить о нем модератору игры.
2.Ограничь свое игровое время, для того чтобы ты смог сделать другие вещи, такие как домашние задания, работу по дому.
3. Храни персональную информацию в тайне.
4. Не забудь выделить время для реальной жизни, для твоих друзей, занятий спортом и другой интересной деятельности.
Если тебя запугивают в онлайновой среде:
1. Игнорируй. Не отвечай обидчику. Если он не получает ответа, ему может это наскучить и он уйдёт.
2. Заблокируй этого человека. Это защитит тебя от просмотра сообщений конкретного пользователя.
- Расскажи кому-нибудь. Расскажи своей маме или папе, или другому взрослому, которому доверяешь.
- Сохрани доказательства. Это может быть полезным для поиска того, кто пытался тебя запугать. Сохрани в качестве доказательств тексты, электронные письма, онлайн-разговоры или голосовую почту.
Сообщи об этом:
1. Руководству твоей школы. Образовательное учреждение должно иметь свою политику для ситуации с запугиванием.
- Твоему интернет-провайдеру, оператору мобильной связи или администратору веб-сайта. Они могут предпринять шаги, для того чтобы помочь тебе.
3. В милицию. Если ты считаешь, что существует угроза для твоей безопасности, то кто-нибудь из взрослых, либо ты сам должен обратиться в правоохранительные органы.
Это важно!
1. Игнорируй плохое поведение других пользователей, уйди от неприятных разговоров или с сайтов с некорректным содержанием. Как и в реальной жизни, существуют люди, которые по разным причинам ведут себя агрессивно, оскорбительно или провокационно по отношению к другим или хотят распространить вредоносный контент. Обычно лучше всего игнорировать и затем заблокировать таких пользователей.
- Не размещай ничего такого, о чем ты бы не хотел, чтобы узнали другие, чего ты бы никогда не сказал им лично.
3. Уважай контент других людей, который ты размещаешь или которым делишься. Например, фотография, которую тебе дал друг, является его собственностью, а не твоей. Ты можешь размещать ее в онлайн-среде только, если у тебя есть на это его разрешение, и ты должен указать, откуда ты ее взял.
- Важно воздерживаться от ответа на провокационные сообщения, получаемые при помощи сообщений SMS, MMS, программ мгновенного обмена сообщениями, в электронных письмах, в чатах или во время общения в онлайн-среде с другими пользователями. Вместо этого тебе нужно предпринять шаги, которые помогут исключить или ограничить попытки спровоцировать тебя.
Например:
1) многие игры позволяют исключать неприятных или нежелательных игроков;
2) очень часто можно сохранить оскорбительный текст из чата и отправить его модератору или администрации сайта;
3) большинство программ электронной почты позволяют включать фильтры для блокировки нежелательных входящих электронных писем.