Рады приветствовать
вас на странице учителя-дефектолога
Оказание помощи учащимся с ОПФР
в ПУНКТЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
в 2022/2023 учебном году
ГУО «Средняя школа №3 г. Скидель»
осуществляют
учителя-дефектологи:
Полякова Анна Александровна
Красовская Елена Николаевна
Консультации для родителей
«В школу с правильной и красивой речью»
Большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при «записи» его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до сентября. Но, во-первых, это большая нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет; а во-вторых, таких проблем можно было избежать, если бы родители хотя бы обратились с ребенком к специалисту –учителю-дефектологу. Только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша.
Это могут быть:
- нарушение звукопроизношения –дислалия;
- фонетико-фонематические нарушения – это когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас.
это должен уметь ребёнок
- В 3 ГОДА малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к ему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - не стоит «бить тревогу». Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым непонятны самые простые ваши словесные инструкции!'
- В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Для мам и пап -это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, когда мама, конечно же, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитатель детского сада или окружающие по несколько раз переспрашивают вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с дефектологом.
- В 5 лет ребенок еще может не выговаривать звук «р».
- В 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.
советы
- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, что, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.
- Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот, вылизывать ложки, тарелки. Научите надувать щёки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
- Не забывайте развивать мелкую моторику -малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
- По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет становиться понятнее не только маме.
- В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
- Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Это напрасно. Ножницы хорошо развивают мелкую моторику(тонкие, дифференцированные движения пальцев рук).Если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
«Роль дидактических игр в развитии грамматического строя речи»
Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном
общении и в различных видах детской деятельности: в игре, конструировании, изобразительном творчестве.
Дидактические игры с грамматическим содержанием являются
важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой
активности в сфере грамматики.
Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая
способы игрового поведения простое манипулирование игрушками,
замещения реальных предметов и действий предметами заместителями и
условными действиями, распределение атрибутов, материалов, ролей,
налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета, контроль и
пр., ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы
речевого поведения, функциональные типы высказываний (
комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение,
отрицание, вопрос, побуждение к действию). В быт, труд, конструирование
всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается
вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета;
сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами;
услышанная сказка становится основой театрализованного действия.
Основным средством формирования грамматически правильной речи
является обучение. Только с помощью игры можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно использовать чаще дома.
Дидактические игры -эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Примерный перечень дидактических игр для формирования грамматического строя речи в помощь родителям:
Игра: «Дом –домик –домишко –домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.;
развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал:
карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых
изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных
цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели,
посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт.
каждого цвета)
Ход:
к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного
цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова.
Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать
слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не
существует».
«Волшебные превращения»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от
существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по
родам и числам; в составлении простых предложений с однородными
членами.
Материал:
карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися
вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых
приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте
есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого
Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и
материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина,
металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.
Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.
Ход:
В чащобе, вдали от людей,
Волшебник живёт, чародей.
Волшебною палочкой чудной своей
Он делает массу полезных вещей.
Из материалов обычных
Много предметов различных
Создаст чародей за мгновенье
Лишь палочки прикосновеньем.
Из хрусталя, поролона и кожи
Он сотворить очень многое может.
Вам нужно круги «золотые» вращать,
Картинки в кругах важно чётко назвать.
На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с
прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая
прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в
соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.
Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал...(переворачивает
картинку) сумку. Сумка из кожи –кожаная. Волшебник сделал из кожи
кожаную сумку».
Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты,
ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал
кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».
После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и
материал заменяются.
«В гостях у матрёшек»
Цель:
упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в
составлении сложно подчинённых предложений с союзом «а»; развивать
навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.
Материал:
три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой в
соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и
маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по
размеру.
Ход:
«Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных
предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.
«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?...(глубокая),а у
большой?..(ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная
(горячая), а у средней?..(вкуснее, горячее), а у большой?...(ещё вкуснее
(горячее) или самая вкусная)».
Сравнивать предметы можно в разной последовательности.
Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять
качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по
высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.
«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в
составлении простых распространенных предложений.
Материал:
картинки с изображением фантастических зверей, составленных
из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище
медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход:
Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя,
называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище,
петушиный хвост, кабаньи ноги».
«Дерево родственных слов»
Цель: формировать умение образовывать однокоренные слова.
Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева), листочки
на липучках (на ниточках).
Ход:
«Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются
только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям
предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову.
С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети
затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если
рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп
с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все
слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на
дерево, придумав родственные слова к другому слову.
«Проведение игр в домашних условиях на развитие слухового внимания»
Мы живем в звучащем мире и полную тишину можем ощутить (слово услышать, согласитесь, здесь неуместно) только в специальном помещении. С самого рождения ребенок слышит множество звуков: шелест листьев, шум автомобилей, музыку, речь людей… Но эти слуховые впечатления у малыша сливаются, поэтому способность слушать и слышать нужно целенаправленно развивать у ребенка с ранних лет жизни. И помогут в этом игры для развития слухового восприятия.
Именно игра поможет ребенку открыть особый мир звуков, сделать их важными и значимыми.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. Это умение сосредотачивать внимание на звуке, определять его источник. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Даже если у ребенка от природы острый слух, такая способность не возникнет сама собой.
ЗВУЧАЩИЕ КОРОБОЧКИ
В одинаковые коробочки или баночки насыпаем разные наполнители. Это может быть горох, песок, ракушки, рис, соль, бусинки… Нужно сделать несколько пар одинаковых коробочек, в каждой паре будет наполнитель одного вида и одинакового количества.
Сначала просто гремим ими, обращая внимание на то, как по-разному они звучат. Затем просим ребенка найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Потом предлагаем из четырех коробочек найти две, которые звучат одинаково. И так постепенно усложняем, увеличивая количество коробочек
ГРОМКО-ТИХО
Для этой игры нам понадобятся бубен. Когда бубен играет громко-дети маршируют, а когда тихо — ходят на носочках.
УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ
Мама или другой взрослый издает звуки на детских музыкальных инструментах (дудочка, колокольчик, барабан), а ребенок угадывает, какой инструмент сейчас звучал. Можно использовать запись игры на инструментах
Кстати, британские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, ксилофон, барабан, бубен, – помогают развивать слуховое восприятие ребенка. Поэтому поощряйте музыкальные игры и помогайте ребенку играть хотя бы простейшие мелодии.
Кроме работы с неречевыми звуками, обязательно развивайте способность ребенка к восприятию речевых звуков, учите вслушиваться в слова.
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?
Эта игра не только развивает остроту слуха и умение сосредотачивать внимание, но и обучает правильно воспринимать словесную инструкцию.
С расстояния в полтора-два метра шепотом позовите ребенка. А затем так же шепотом давайте ему короткие и простые задания: «Принеси мне, пожалуйста... Положи книгу на полку…» Говорить надо тихо, но четко.
ДА ИЛИ НЕТ
Взрослый задаёт вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
ОБЩИЙ ЗВУК
Играть в нее можно в дороге или в очереди. Взрослый называет три слова, а ребенок отгадывает, какой общий звук объединяет все эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь — ж», «лиса, соль, любовь — ль» и т.п.
СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ
Думаю, все знают эту замечательную игру с мячом. Взрослый бросает ребенку мяч (если ребенок мал и ему трудно ловить, можно мяч катить), называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребенок ловит мяч, а если несъедобный — не ловит.
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Еще одна хорошая игра с мячом. Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребенок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «Мо», – а ребенок подхватывает: «Ре» или «Да». С помощью этой игры хорошо развивается не только фонематический слух, но и активный словарный запас.
Умение слушать и слышать помогает возникновению верного звукопроизношения, формирует правильную речь ребенка.
«Артикуляционная гимнастика, ее значимость»
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).
Для исправления дефектного звукопроизношения в начале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики ("губы вытянуты трубочкой", "растянуть в улыбку", "высовывать язычок и прятать за нижние зубки", "поднимать язык к верхним зубам", "стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка "как лошадка скачет" и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки ("жил да был в своём домике весёлый язычок...").
Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Учитель-дефектолог, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. Родители закрепляют то, что было сделано в школе с учителем-дефектологом. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться и тогда работу приходится начинать сначала.
__________________________________________________________________________
Как правильно учить ребенка читать?
1. Пока ребенок не пошёл в школу, не учите с ним буквы. Учите звуки. Например, не "Эр", а "Р", не "Эн", а "Н".
2. Показывайте ребенку буквы в словах. Приучайте ребенка с детства, что буква редко стоит отдельно, она находится вместе с другими буквами.
3. Не забывайте о том, что ребенок дошкольного возраста ещё не готов к обучению, ему трудно усидеть на месте. Поэтому, заставляя его долго сидеть, можно отбить у него охоту учиться. Обучение должно быть дозированным ("урок" длится не более 5 минут) и только в форме игры.
4. Если ребенок выучил буквы, следует постепенно приступать к изучению слогов. Здесь вы должны быть максимально терпеливы. Прежде чем ребенок поймет, что М-А - это МА, пройдет определенное время. Здесь также пригодятся игровые упражнения.
5. Не нужно давать сразу много слогов, начните с 2-6, и пока ребенок их не усвоит, не переходите к следующим.
6. Когда вы почувствуете, что ребенок понял принцип чтения по слогам, попробуйте проверить, понимает ли он слова., понимает ли малыш, что прочитав по слогам МА-МА, получается слово "мама".
7. Не пропускайте занятия, попробуйте сделать их регулярными, чтобы понемногу приучать ребенка к дальнейшим школьным урокам. Но не перегружайте! На этом этапе такие игры-занятия должны длится не более 15 минут.
8.Следите за объемом информации, который ребенок получил за урок. Не позволяйте ребенку манипулировать вами. Например, часто дети сразу отказываются заниматься. Это происходит потому, что ребенок ещё не привык к обучению (именно поэтому специалисты советуют начать обучение на дому, чтобы таких проблем не возникло в школе). В таких случаях не надо принуждать ребенка, кричать, наказывать. Попробуйте договориться, включая игру. Например, "Бабушка передала нам вкусный пирожок, но он скрылся под определенным слогом. Давай прочитаем и найдем, где пирожок". Дети обожают такие игровые моменты и тогда способны совсем забыть о том, что это обучение. В конце концов, это и есть вершина педагогического мастерства - учить ребенка, играя.
9.Хвалите ребенка. Он должен чувствовать, что выполняет все правильно, что мама рада. Тогда и результативность будет лучше.
10. Обращайте внимание ребенка на различные шрифты. Например, гуляя на улице, рассматривайте вывески, отыскивайте там букву "А" и др. Это нужно делать потому, что дети могут привыкнуть к определенному шрифту и не распознавать буквы в других.
11. Ни в коем случае нельзя проявлять негативные эмоции. Если ребенок не понимает, значит информацию он еще не осознал.
"Как правильно автоматизировать звуки дома"
Уважаемые родители!
Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к учителю-дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-дефектолога (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям, ввести в речь своих детей поставленные учителем-дефектологом звуки.
Общие положения
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с нарушениями звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.