НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГРОДНЕНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА РАССКАЗАЛА, КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГРОДНЕНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА РАССКАЗАЛА,
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖДУТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
Национальный экзамен, обязательное получение общего среднего образования, дистанционное обучение… Какие еще важные изменения в новом Кодексе об образовании?
Опыт пригодится
– Систему образования в ближайшие годы ждут существенные преобразования. Как Вы считаете, чем это вызвано?
– Действующий Кодекс об образовании был принят в 2011 году, пришло время его актуализировать. За последние годы в стране сделано многое в системе образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка. Но преобразования закономерны и необходимы, чтобы отвечать вызовам современного общества. Некоторые думают, что после того как Кодекс в новой редакции вступит в силу, в системе образования что-то перевернется. Это не так. Все происходящие и планируемые нововведения опираются на лучший педагогический опыт и созданы с учетом основных тенденций развития мирового образовательного пространства.
– Согласно обновленному Кодексу, изменения коснутся всех уровней образования – от дошкольного до высшего… Слышала, что дошкольные учреждения ждет оптимизация.
– Оптимизация действительно ожидается, но коснется она исключительно видов, а не количества дошкольных учреждений. Сегодня их всего шесть: ясли, ясли-сад, детский сад, санаторный ясли-сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. После вступления в силу новой редакции Кодекса останутся только детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Последний отличается от остальных тем, что в нем на повышенном уровне реализовываются программы дополнительного образования. В Гродненском районе два дошкольных центра развития ребенка – в агрогородках Вертелишки и Поречье.
Кроме того, появится возможность получать дошкольное образовании на дому. Но для этого должны быть соответствующие медицинские показания.
– Одно из самых главных нововведений – обязательное получение общего среднего образования. На Ваш взгляд, действительно, назрела такая необходимость?
– Все школьники обязаны будут окончить одиннадцать классов. Уйти после девятого можно, только если планируешь поступать в колледж. Считаю данное решение вполне правильным. Ведь общее среднее образование – основа получения любой профессии. Согласитесь, уровень производства очень высок, соответственно, страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. После окончания 11 класса учащийся более образован, социализирован, практико-ориентирован, осознанно выбирает будущую профессию.
Кодекс предусмотрит и предоставление права на обучение ребятам, находящимся в следственных изоляторах. Сейчас такую возможность имеют только те, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях.
– Выпускники школ и абитуриенты отныне будут сдавать экзамены по-новому… Нововведения ожидаются уже в этом учебном году?
– Нет. Изменения в проведении выпускных и вступительных экзаменов запланированы на 2023 год. В одиннадцатом классе предлагается ввести национальные экзамены по белорусскому или русскому языку (на выбор), математике и иностранному языку. Национальный экзамен объединит действующие сегодня выпускной в школе и централизованное тестирование по этому предмету. Делается это для того, чтобы снизить нагрузку на выпускников, исключить субъективность при оценивании и дать возможность повысить качество школьного аттестата.
Родителей пустят в школу?
– Помнится, в обществе активно обсуждалось предложение закрепить на законодательном уровне то, что родители и законные представители детей не имеют права вмешиваться в учебный процесс. Тогда это вызвало немало противоречий. Что в итоге решили?
– Статья о том, что родители имеют право получать полную информацию об учебном процессе, осталась нетронутой. Просто порядок предоставления информации будет определять учреждение образования. Данную норму уточнили, ведь на практике приходится сталкиваться с разными случаями. Некоторые родители считают, что они лучше знают, как нужно проводить урок или какую отметку выставить. Изменения вводятся, чтобы учитель мог спокойно работать. Вместе с тем, могу заверить, что у родителей нет повода для волнений. Как и сейчас, можно прийти в школу, задать волнующие вопросы классному руководителю, учителям.
– Сегодня всё чаще говорят о важности воспитательной работы в учреждениях образования. На этом, полагаю, будет сделан акцент в образовательном процессе?
– Приоритетными направлениями в работе учреждений образования всегда было и остается идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание. Так и должно быть, ведь нужно с малых лет прививать любовь и уважение к Родине, формировать ответственность и готовность ее защищать. Однако меняются формы и методы этой работы. Например, с текущего учебного года на базе каждой школы начали действовать военно-патриотические клубы. Во всех учреждениях появились руководители по военно-патриотическому воспитанию. Ранее этим занимался весь педагогический коллектив.
– Какие важные новшества коснутся систем профессионально-технического, среднего специального и высшего образования?
– Пожалуй, самое основное – сокращение срока получения профессионально-технического образования: от шести месяцев до года вместо одного-двух лет. Все учреждения среднего специального и профессионально-технического образования будут называться колледжами. По факту, изменится лишь название. Что касается вузов, то в этом плане всё без перемен: останутся институт, академия (консерватория), университет. Будет развиваться дистанционная форма обучения в вузах и ссузах. Но она не может заменить традиционную, ведь у нас ставка делается на практико-ориентированное образование. Вместе с тем обучение практически любой профессии можно сочетать с элементами дистанционного.
Планируется расширить возможности целевой подготовки специалистов, будут увеличены квоты на места для них в вузах. Отбирать таких абитуриентов собираются на основе внутренних вступительных экзаменов по профильному предмету до проведения ЦТ. Статус молодого специалиста смогут получать выпускники, которые учились платно и хотят получить распределение на первое рабочее место.
Совершенная система
– Есть ли необходимость, по Вашему мнению, менять подходы в системе дополнительного образования?
– В Гродненском районе она развивается по собственной модели и в преобразовании не нуждается. Особенность в том, что решением Гродненского райисполкома педагогическая нагрузка, предназначенная для организации дополнительной занятости детей, сосредоточена в центре творчества детей и молодежи. Это многопрофильное учреждение дополнительного образования, в которое входят филиалы в Скиделе, городском поселке Сопоцкин и агрогородке Подлабенье, а также объединения по интересам в каждой школе. Районный центр творчества является флагманом в системе дополнительного образования области и республики. Это подтверждается практикой и наградами. По итогам работы в этом году он признан лучшим в области.
– В последние годы образовательный процесс становится всё более «цифровым». В Гродненском районе тоже идут в ногу со временем?
– Определенно, цифровая трансформация идет активными темпами. Мы занимаем лидирующую позицию в области по информационному обеспечению. Все учреждения подключены к интернету, имеют собственные сайты. Повсеместно внедрен сервис «Электронный журнал/Электронный дневник». Во всех школах стремятся, чтобы в каждом кабинете были компьютер для учителя и один-три для учащихся. Все учреждения образования могут похвастаться наличием мультимедийных установок с проектором. Активно оснащаются и мультибордами. Педагоги района охотно подключаются к созданию единого информационно-образовательного ресурса. Внедряют в образовательный процесс современные электронные средства обучения.
– Если говорить о системе образования Гродненского района в целом, на что сегодня делается ставка?
– Безусловно, на качество образования и формирование у школьников духовно-нравственных качеств, гражданской ответственности и патриотизма. Также, исходя из специфики района и учитывая потребность страны в подготовке специалистов для сельскохозяйственной отрасли, ставку делаем на аграрные классы и группы. Функционируют также педагогические и спортивно-педагогические классы. Активно развивается молодежное предпринимательство. Школьники приобщаются к социально-значимой деятельности через создание и работу учебных фирм, бизнес-компаний, стартапов и других инициатив. Акцент делаем и на реализацию инновационной и экспериментальной деятельности. В настоящий момент у нас функционируют два областных ресурсных центра, реализуются пятнадцать инновационных проектов.
Источнк:https://rgazeta.by